Травка зеленеет, солнышко блестит... Ну и дальше по тексту - пора выводить мотоцикл из зимнего анабиоза. Дело это, в общем-то, нехитрое, хотя для каждого мотоциклиста это долгожданный день. Вот и надо приложить все усилия, чтобы он не омрачился первой в этом сезоне поломкой или аварией. Есть два метода оживления мотоцикла - по-настоящему и по-быстрому. Первый займет практически весь день, но гарантирует нормальную последующую эксплуатацию мотоцикла. Второй - как получится. Какой из них выбираете? Подсказка: хорошие мальчики (и девочки тоже) выбирают "по настоящему". С него и начнем.
Для начала снимем аккумулятор и поставим его на зарядку. Это дело долгое, за это время мы сделаем все остальное. Разумеется, надо проверить уровень электролита и все такое прочее. Но я бы рекомендовал поставить так называемую герметичную батарею от компьютерных источников бесперебойного питания. Честно говорю, оно того стОит! Пока батарейка заряжается, можно помыть мотоцикл, если не сделали этого с осени. Или протереть, если он уже помытый. Лично я никогда его по осени не мою, ибо мыть его при отрицательной температуре воздуха... И пусть приверженцы Кельвина утверждают, что отрицательной температуры не бывает - пусть попробуют помыть мотоцикл при минус 10-15 по Цельсию! И при этом пускай постараются найти в этом что-нибудь положительное. Ох уж эти физики...
Затем сливаем с бака весь бензин. Не то, чтобы он прокис за зиму или забыл, как гореть. Просто дешевый бензин (а мы таким только и пользуемся) получен методом крекинга, а не ректификации, и склонен к образованию смолистых отложений. Этот бензин потом можно будет смешать со свежим и ездить на нем, но вот для открытия сезона он нежелателен. Когда бензина останется совсем немного, хорошо бы как следует перебултыхать остатки и выкрутить краник, чтобы весь мусор со дна бака выбежал в подставленную посудину. Полагаю, что свежий бензин у вас уже есть. Нет? Тогда позвольте поинтересоваться, какую часть тела вы напрягаете при раздумьях? За одним промываем бензокраник - в отстойнике наверняка скопилось немало всякой гадости. Очень полезно тут же промыть и карбюратор. Если очень уж лениво, то можно только слить каку из отстойника и продуть насосом запорную часть поплавковой камеры. Ну и, само собой, промыть воздухофильтр и залить туда свежее масло. Чем промыть? Только что слитым бензином. Где взять масло? Слить с картера двигателя. Просто, не правда ли?
Теперь займемся ходовой частью, двигатель оставим на сладкое. Колеса надо подкачать, это понятно. Сразу же проверим люфты в колесных подшипниках. Чтобы смазка в подшипниках расходилась, их надо провернуть десяток раз, не меньше. За одним можно поработать тормозами - колодки как бы вновь приработаются к барабанам. На самом же деле с них просто сдерет появившуюся за зиму ржавчину (а она появилась, можете в этом не сомневаться). Любителям гидравлики - в обязательном порядке поменять тормозную жидкость! Она очень гигроскопична, т.е. склонна к впитыванию воды. К чему это приведет - понятно. Жалеть ее не стоит - одной бутылки DOT4 хватит на весь сезон. Так же очень полезно поменять и жидкость в амортизаторах передней вилки. Но лучше это сделать вечером этого дня, чтобы вся гадость со дна перемешалась, а не осталась там после замены жидкости.
Вот в общих чертах и все, что желательно сделать в первый день. По-настоящему заняться мотоциклом лучше тогда, когда он немного пробежится - тогда будут виднее те болячки, к которым вы привыкли в том сезоне. Ведь тогда они появлялись постепенно, а сейчас вы их увидите сразу. А вот теперь перейдем непосредственно к двигателю. Любители экспресс-оживления могут подключаться к нам - уже можно.
Для начала выскажу две умные мысли, аксиомы, как сказать. Первое: исправный мотоцикл не может не завестись. Такая возможность у него не предусмотрена конструктивно, тут уж ничего не поделаешь. И второе: правильно отрегулированный мотоцикл заводится легко и непринужденно. Отсюда следствия: исправный, но не отрегулированный мотоцикл заводится, но не легко и непринужденно. А если вы не можете завести мотоцикл, то он неисправен и ездить на нем... нехорошо. Итак, ставим на место аккумулятор. "Заливаю в бак бензин, завожу пропеллер" - это из Маяковского, если кто не в курсе. Приступим и мы.
Выкручиваем из двигателя все свечки, которые только в нем есть. Если по осени в цилиндры заливали масло (а это есть гут), то теперь туда надо плеснуть чистого бензина. Если масла туда не заливали (что не есть гут), то желательно сейчас линуть туда бензина с маслом в пропорции примерно 1/10. Иначе подшипникам коленвала в первые минуты работы двигателя придется довольно туго - все масло с них стекло. Ну и как следует поработать кикстартером, это и так понятно. Свечки лучше заменить, или, по крайней мере, прокалить. Проверим наличие искры на свечках и закручиваем их на место, сейчас будем заводить. Волнующий момент, не правда ли? Для начала не надо утапливать поплавок карбюратора, поворачивать обогатитель - смесь может оказаться изначально богатой. Пробуем заводить, если уж не получается - тогда можно и обогатить смесь. Будем надеяться, что все-таки заведется. При этом нельзя сбрасывать газ хотя бы минуту - в кривошипно-шатунной камере очень много масла, надо дать ему возможность вылететь в выпускную систему. Дыму при этом будет! Потом можно будет сбавить газ и подрегулировать карбюратор.
А вот теперь о том, что делать, если двигатель так вот с ходу не заводится. Для начала выкрутим свечки. Именно свечки, потому что оживить "Юпитер", как правило, сложнее, чем "Планету". Но все нижесказанное к "Планете" относится в полной мере. Смотрим свечки. Сухие - значит проблема с топливом, можно плеснуть в цилиндр по кубику-другому бензина. Потом разок провернуть двигатель кикстартером, закрутить свечки и пробовать завезти. Если движок схватывает, дает обороты и тут же глохнет - дело в карбюраторе. Скорее всего, забило жиклеры мусором или водой. Если после двух-трех таких попыток двигатель не начинает работать (а частенько большими оборотами карбюратор "продувает"), то надо снимать и чистить карбюратор. Или правильно собирать и ставить, если уже его перебирали. Впрочем, иногда беда бывает и в воздухофильтре - попробуйте без него.
Если свечка сырая, не спешите сразу ее прокаливать. Возможно, в камере КШМ все еще осталось масло и закидало свечку. Возможно, даже тогда, когда смесь была слишком бедной, и если бы ее сразу обогатили, то двигатель завелся бы. Продуйте двигатель энергичной работой кикстартера. Затем прокалите свечки и закрутите их еще горячими. Вот теперь пробуйте. Если будут вспышки, а потом опять сырые свечки - или масла все еще много, или слишком богатая смесь, или масло сосет через изношенные сальники коленвала. Это бывает чаще, чем можно представить. Если после неоднократной прокалки свечи движок работает не дольше - смотрите зажигание, попробуйте поменять свечи. Довольно полезно бывает заведомо обеднить смесь - винтом качества карбюратора, снять воздухофильтр. Если вы будете знать, что смесь заведомо бедная, тогда можно без сомнений ее обогащать и смотреть, к чему это приводит. Когда двигатель запускается, работает и тут же глохнет, а свечка сырая - это почти наверняка подсос масла через сальники. Через некоторое время двигатель запустится и будет нормально работать весь сезон. Вот только можно ли это назвать нормальной работой?
Самый больной вопрос, когда двигатель вроде бы и хочет запуститься, а не может. Вспышки есть, иногда довольно частые, а вот устойчивой работы нет. Минут через тридцать начинаешь уставать... Я рекомендую начать с зажигания - почистить контакты (если они есть), подключить к аккумулятору зарядное устройство, поменять свечки, провода и наконечники. Вот чего не следует делать ни в коем случае - это начинать "шаманить", то есть беспорядочно крутить все подряд. Надо усвоить следующее: двигатель сам по себе довольно просто устроен. Чтобы он завелся, надо, чтобы была нормальная искра в нужное время, компрессия и нормальная смесь. Компрессию можно померить хотя бы приблизительно по усилию на кикстартере. Зажигание поддается хотя бы приблизительной регулировке по приборам и на глаз. Единственное, что нельзя проверить - это качество смеси. Тут можно пойти двумя путями. Первый - обеднить ее максимально регулировкой карбюратора, и потом обогащать ее, утапливая поплавок и корректором. В какой-то момент двигатель должен завестись и начать работать. Большего и не требуется - пусть поработает, а потом можно приступать к регулировке карбюратора. Второй вариант быстрее, но требует определенного навыка. При обедненной смеси поплавок утапливаем, потом пробуем заводить, играя при этом корректором. Тут надо чувствовать двигатель, и есть опасность забрасывания свечки. Лично я так и делаю, но это сложнее - надо точно знать, как действовать корректором, богатая или бедная сейчас смесь. Впрочем, если ездишь всю зиму, то подобный навык приобретаешь довольно быстро...
Еще довольно распространенная неисправность - это когда у "Юпитера" работает только один цилиндр, да и то с трудом. "Планеты" таких неприятностей почти лишены, и в этом их немалый плюс. Метод лечения такой болячки только один. Нет, не установка второго горшка на "Планету", я о другом, о лечении "Юпитеров", причем без ампутации одного цилиндра. Давайте рассуждать здраво, без шаманства. Если один цилиндр почти работает - значит надо помочь ему. Поэтому свечку из второго цилиндра - долой, и начинаем крутить карбюратор и зажигание. Когда один цилиндр начинает нормально и устойчиво работать на всех оборотах, тогда можно подключать второй. Засады здесь следующие. Некоторые электронные системы зажигания дохнут, если долго работают без свечки. Может быть попросту забит глушитель - попробуйте снять его. Нормально отрегулированный двигатель способен везти мотоцикл с коляской и на одном цилиндре. Если же якобы рабочий цилиндр работает только тогда, когда в другом нет свечки - думайте, почему так. В качестве возможных причин могу назвать низкую компрессию и изношенные сальники. А также плохой бензин. Вы его поменяли? А откуда его взяли - с другого мотоцикла? Мудро!
Вот примерно так и действуйте. Если долго ничего не получается, то полезно бывает забить на это дело, расслабиться. Если долго думать на одну и ту же тему, то рано или поздно мозг клинит - проверено неоднократно, и не только мной. Когда же все заработает - прокатитесь немного, и - за работу! Надо еще поменять масло в картере, пока оно перемешано и горячее. Да мало ли еще работы?
Для начала снимем аккумулятор и поставим его на зарядку. Это дело долгое, за это время мы сделаем все остальное. Разумеется, надо проверить уровень электролита и все такое прочее. Но я бы рекомендовал поставить так называемую герметичную батарею от компьютерных источников бесперебойного питания. Честно говорю, оно того стОит! Пока батарейка заряжается, можно помыть мотоцикл, если не сделали этого с осени. Или протереть, если он уже помытый. Лично я никогда его по осени не мою, ибо мыть его при отрицательной температуре воздуха... И пусть приверженцы Кельвина утверждают, что отрицательной температуры не бывает - пусть попробуют помыть мотоцикл при минус 10-15 по Цельсию! И при этом пускай постараются найти в этом что-нибудь положительное. Ох уж эти физики...
Затем сливаем с бака весь бензин. Не то, чтобы он прокис за зиму или забыл, как гореть. Просто дешевый бензин (а мы таким только и пользуемся) получен методом крекинга, а не ректификации, и склонен к образованию смолистых отложений. Этот бензин потом можно будет смешать со свежим и ездить на нем, но вот для открытия сезона он нежелателен. Когда бензина останется совсем немного, хорошо бы как следует перебултыхать остатки и выкрутить краник, чтобы весь мусор со дна бака выбежал в подставленную посудину. Полагаю, что свежий бензин у вас уже есть. Нет? Тогда позвольте поинтересоваться, какую часть тела вы напрягаете при раздумьях? За одним промываем бензокраник - в отстойнике наверняка скопилось немало всякой гадости. Очень полезно тут же промыть и карбюратор. Если очень уж лениво, то можно только слить каку из отстойника и продуть насосом запорную часть поплавковой камеры. Ну и, само собой, промыть воздухофильтр и залить туда свежее масло. Чем промыть? Только что слитым бензином. Где взять масло? Слить с картера двигателя. Просто, не правда ли?
Теперь займемся ходовой частью, двигатель оставим на сладкое. Колеса надо подкачать, это понятно. Сразу же проверим люфты в колесных подшипниках. Чтобы смазка в подшипниках расходилась, их надо провернуть десяток раз, не меньше. За одним можно поработать тормозами - колодки как бы вновь приработаются к барабанам. На самом же деле с них просто сдерет появившуюся за зиму ржавчину (а она появилась, можете в этом не сомневаться). Любителям гидравлики - в обязательном порядке поменять тормозную жидкость! Она очень гигроскопична, т.е. склонна к впитыванию воды. К чему это приведет - понятно. Жалеть ее не стоит - одной бутылки DOT4 хватит на весь сезон. Так же очень полезно поменять и жидкость в амортизаторах передней вилки. Но лучше это сделать вечером этого дня, чтобы вся гадость со дна перемешалась, а не осталась там после замены жидкости.
Вот в общих чертах и все, что желательно сделать в первый день. По-настоящему заняться мотоциклом лучше тогда, когда он немного пробежится - тогда будут виднее те болячки, к которым вы привыкли в том сезоне. Ведь тогда они появлялись постепенно, а сейчас вы их увидите сразу. А вот теперь перейдем непосредственно к двигателю. Любители экспресс-оживления могут подключаться к нам - уже можно.
Для начала выскажу две умные мысли, аксиомы, как сказать. Первое: исправный мотоцикл не может не завестись. Такая возможность у него не предусмотрена конструктивно, тут уж ничего не поделаешь. И второе: правильно отрегулированный мотоцикл заводится легко и непринужденно. Отсюда следствия: исправный, но не отрегулированный мотоцикл заводится, но не легко и непринужденно. А если вы не можете завести мотоцикл, то он неисправен и ездить на нем... нехорошо. Итак, ставим на место аккумулятор. "Заливаю в бак бензин, завожу пропеллер" - это из Маяковского, если кто не в курсе. Приступим и мы.
Выкручиваем из двигателя все свечки, которые только в нем есть. Если по осени в цилиндры заливали масло (а это есть гут), то теперь туда надо плеснуть чистого бензина. Если масла туда не заливали (что не есть гут), то желательно сейчас линуть туда бензина с маслом в пропорции примерно 1/10. Иначе подшипникам коленвала в первые минуты работы двигателя придется довольно туго - все масло с них стекло. Ну и как следует поработать кикстартером, это и так понятно. Свечки лучше заменить, или, по крайней мере, прокалить. Проверим наличие искры на свечках и закручиваем их на место, сейчас будем заводить. Волнующий момент, не правда ли? Для начала не надо утапливать поплавок карбюратора, поворачивать обогатитель - смесь может оказаться изначально богатой. Пробуем заводить, если уж не получается - тогда можно и обогатить смесь. Будем надеяться, что все-таки заведется. При этом нельзя сбрасывать газ хотя бы минуту - в кривошипно-шатунной камере очень много масла, надо дать ему возможность вылететь в выпускную систему. Дыму при этом будет! Потом можно будет сбавить газ и подрегулировать карбюратор.
А вот теперь о том, что делать, если двигатель так вот с ходу не заводится. Для начала выкрутим свечки. Именно свечки, потому что оживить "Юпитер", как правило, сложнее, чем "Планету". Но все нижесказанное к "Планете" относится в полной мере. Смотрим свечки. Сухие - значит проблема с топливом, можно плеснуть в цилиндр по кубику-другому бензина. Потом разок провернуть двигатель кикстартером, закрутить свечки и пробовать завезти. Если движок схватывает, дает обороты и тут же глохнет - дело в карбюраторе. Скорее всего, забило жиклеры мусором или водой. Если после двух-трех таких попыток двигатель не начинает работать (а частенько большими оборотами карбюратор "продувает"), то надо снимать и чистить карбюратор. Или правильно собирать и ставить, если уже его перебирали. Впрочем, иногда беда бывает и в воздухофильтре - попробуйте без него.
Если свечка сырая, не спешите сразу ее прокаливать. Возможно, в камере КШМ все еще осталось масло и закидало свечку. Возможно, даже тогда, когда смесь была слишком бедной, и если бы ее сразу обогатили, то двигатель завелся бы. Продуйте двигатель энергичной работой кикстартера. Затем прокалите свечки и закрутите их еще горячими. Вот теперь пробуйте. Если будут вспышки, а потом опять сырые свечки - или масла все еще много, или слишком богатая смесь, или масло сосет через изношенные сальники коленвала. Это бывает чаще, чем можно представить. Если после неоднократной прокалки свечи движок работает не дольше - смотрите зажигание, попробуйте поменять свечи. Довольно полезно бывает заведомо обеднить смесь - винтом качества карбюратора, снять воздухофильтр. Если вы будете знать, что смесь заведомо бедная, тогда можно без сомнений ее обогащать и смотреть, к чему это приводит. Когда двигатель запускается, работает и тут же глохнет, а свечка сырая - это почти наверняка подсос масла через сальники. Через некоторое время двигатель запустится и будет нормально работать весь сезон. Вот только можно ли это назвать нормальной работой?
Самый больной вопрос, когда двигатель вроде бы и хочет запуститься, а не может. Вспышки есть, иногда довольно частые, а вот устойчивой работы нет. Минут через тридцать начинаешь уставать... Я рекомендую начать с зажигания - почистить контакты (если они есть), подключить к аккумулятору зарядное устройство, поменять свечки, провода и наконечники. Вот чего не следует делать ни в коем случае - это начинать "шаманить", то есть беспорядочно крутить все подряд. Надо усвоить следующее: двигатель сам по себе довольно просто устроен. Чтобы он завелся, надо, чтобы была нормальная искра в нужное время, компрессия и нормальная смесь. Компрессию можно померить хотя бы приблизительно по усилию на кикстартере. Зажигание поддается хотя бы приблизительной регулировке по приборам и на глаз. Единственное, что нельзя проверить - это качество смеси. Тут можно пойти двумя путями. Первый - обеднить ее максимально регулировкой карбюратора, и потом обогащать ее, утапливая поплавок и корректором. В какой-то момент двигатель должен завестись и начать работать. Большего и не требуется - пусть поработает, а потом можно приступать к регулировке карбюратора. Второй вариант быстрее, но требует определенного навыка. При обедненной смеси поплавок утапливаем, потом пробуем заводить, играя при этом корректором. Тут надо чувствовать двигатель, и есть опасность забрасывания свечки. Лично я так и делаю, но это сложнее - надо точно знать, как действовать корректором, богатая или бедная сейчас смесь. Впрочем, если ездишь всю зиму, то подобный навык приобретаешь довольно быстро...
Еще довольно распространенная неисправность - это когда у "Юпитера" работает только один цилиндр, да и то с трудом. "Планеты" таких неприятностей почти лишены, и в этом их немалый плюс. Метод лечения такой болячки только один. Нет, не установка второго горшка на "Планету", я о другом, о лечении "Юпитеров", причем без ампутации одного цилиндра. Давайте рассуждать здраво, без шаманства. Если один цилиндр почти работает - значит надо помочь ему. Поэтому свечку из второго цилиндра - долой, и начинаем крутить карбюратор и зажигание. Когда один цилиндр начинает нормально и устойчиво работать на всех оборотах, тогда можно подключать второй. Засады здесь следующие. Некоторые электронные системы зажигания дохнут, если долго работают без свечки. Может быть попросту забит глушитель - попробуйте снять его. Нормально отрегулированный двигатель способен везти мотоцикл с коляской и на одном цилиндре. Если же якобы рабочий цилиндр работает только тогда, когда в другом нет свечки - думайте, почему так. В качестве возможных причин могу назвать низкую компрессию и изношенные сальники. А также плохой бензин. Вы его поменяли? А откуда его взяли - с другого мотоцикла? Мудро!
Вот примерно так и действуйте. Если долго ничего не получается, то полезно бывает забить на это дело, расслабиться. Если долго думать на одну и ту же тему, то рано или поздно мозг клинит - проверено неоднократно, и не только мной. Когда же все заработает - прокатитесь немного, и - за работу! Надо еще поменять масло в картере, пока оно перемешано и горячее. Да мало ли еще работы?